понедельник, 21 января 2013 г.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ УКРАИНЫ


     Украина стремится войти в Европейское экономическое пространство и интегрировать в Европейский Союз. Однако Европа, поддерживая демократические преобразования в Украине, испытывает сильные сомнения относительно целесообразности и готовности Украины к вхождению в “ Европейскую семью.” В частности, не вполне понятна роль экономики Украины в системе европейского “ экономического механизма.” Проблемами являются: невысокая эффективность реального сектора украинской экономики, изношенные производственные фонды предприятий; слабо развитая хозяйственная, и прежде всего, транспортная  инфраструктура; распространение бюрократизма и коррупции ; советские, антирыночные стереотипы  мышления в сознании значительной части населения и др.
Позитивные изменения в этих направлениях происходят слишком медленно. Развитие ситуации в экономике и политической системе Украины испытывает разнонаправленное воздействие внутренних, и особенно,  внешних факторов. Противоречивость тенденций влияния ограничивает стабильность функционирования социально- политической  системы и , что особенно важно , подрывает динамику экономического роста . Если в 2004 году ВВП  увеличился на 12,16% , то в 2005 году  только на 2,6% .

     Некоторое ускорение экономического роста в 2006 году, можно считать положительным фактом, однако этот темп роста весьма  далек от показателей 2004 года, неопределенны и перспективы 2007 года. Отмеченные проблемы обуславливают необходимость поиска нестандартных вариантов  фактической включенности  в Европейское экономическое пространство. Важным обстоятельством, указывающим направление поиска, является увеличение потребности Европейского союза в участи Украины в решении энергетических проблем Европы. Значительную часть потребляемых энергетических ресурсов ЕС  получает из России и др. стран СНГ. Однако в последнее время существенно усилилась угроза дестабилизации поставок в связи с ухудшением отношений России и Беларуси , а также, в следствии попыток России использовать поставки  нефти и газа как средство давления  на  Европейский союз . В этой ситуации, руководствуясь меркантильными целями, Украина может способствовать существенной стабилизацией энергетических поставок  в Европу , увеличить собственные выходы  и сделать важный шаг к Европейскому экономическому пространству .
       Украина может внести ценный вклад в энергетическую систему” единой Европы ” и ускорить развитие позитивных тенденций в нескольких других секторах собственной экономики: сельском хозяйстве; производстве энергетического оборудования  и энергосберегающих технологий; системе профессионального образования.
                            
                                      ТРАНСПОРТНАЯ   ИНФРАСТРУКТУРА

      Современная транспортная инфраструктура Украины, созданная в СССР, ориентирована не столько на развитие внешнеэкономических  связей, сколько на обеспечение безопасности, она в значительной мере устарела физически и с точки зрения стратегических целей страны. Исходя из новых реалий, и с учетом проблемы включенности в Европейское экономическое пространство, транспортная инфраструктура нуждается в существенном развитии и модернизации. В аспекте развития внешних связей особое значение, в обозримой перспективе, приобретает обновление и расширение трубопроводной системы для транзита нефти и газа в ЕС из России, Казахстана и Азербайджана. Казахстан и Азербайджан постоянно наращивают добычу нефти и газа и все увереннее выступают в роли самостоятельных игроков на международном энергетическом рынке. Эти страны стремятся создать собственную независимую систему доставки энергоносителей в Европу.
 Создание новых современных трубопроводов на территории Украины требует слишком больших средств и применения новейших технологий. Поэтому, по экономическим и политическим причинам имеет смысл организация Украинско–Европейской корпорации для создания и эксплуатации новых транзитных систем.  Если основные инвестиции в создание новых трубопроводов на территории Украины будут сделаны компаниями стран ЕС, то Европа получит возможность покупать российские энергоносители не на границе с Беларусью, Украиной или Молдовой, а на границе  Украины с Россией. Это повысит надежность поставок, энергетическую безопасность ЕС и естественным образом включит Украину в Европейское энергетическое производство. Конечно, обновленная трубопроводная инфраструктура будет способствовать развитию и внутреннего рынка. Прямые иностранные инвестиции в любой сектор национальной экономики стимулируют рост ряда смежных отраслей, способствуют увеличению занятости и совокупных доходов.
          Европейские инвестиции, на взаимовыгодных  условиях, могут быть привлечены для модернизации железных дорог и создания автобанов  от западной границы Украины  к границе с Россией. Целесообразность таких инвестиций обусловлена ускоренным развитием в последние годы внутренних регионов России, прежде всего Поволжья, Приуралья , Северного Кавказа . Доля этих регионов в торговле с ЕС увеличивается примерно в 2 раза быстрее чем доля торговли с Московским регионом . Наиболее короткий путь для транспортных потоков из ЕС в эти регионы и обратно пролегает именно через Украину. Железная дорога, в ряде случаев, является важным средством перевозки и энергетических товаров. Быстро растущий товарооборот ЕС с Казахстаном и Азербайджаном также связан с транзитом через территорию Украины.
            Однако, очевидная целесообразность использования транспортных ресурсов Украины  для включенности в Европейскую экономическую систему требует ускоренной разработки механизма реализации этого потенциала. Переговоры и консультации с представителями Еврокомиссии и энергетических корпораций должны быть основаны на принципе экономического прагматизма и на первом этапе предполагают признание приоритета интересов ЕС для возможно более быстрого осуществления проектов и использования сложившихся благоприятных условий для достижения  стратегических целей Украины.

                                               СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
        Сельское хозяйство традиционно является одной из основных отраслей экономики Украины. Благоприятный климат, плодородная почва и многовековой опыт эффективного хозяйствования составляют мощный потенциал роста способный стимулировать ускоренное развитие сельскохозяйственного производства и смежных отраслей.
Однако, незавершенность и не последовательность реформ в этой отрасли оставляет невостребованным значительную часть этого потенциала, ограничивает повышение доходов населения и обостряет социальные противоречия.
            В тоже время во многих странах Европейского союза усиливается дискуссия по поводу чрезмерных дотаций на поддержание конкурентоспособности собственного сельскохозяйственного производства. Эта проблема связана с ограниченностью земли в густонаселенных странах Западной Европы, высокими издержками на рабочую силу , соблюдением строгих экологических стандартов  и др. Усиливается внешнее давление на ЕС с требованием отмены дотаций национальным производителям со стороны США и развивающихся стран, как противоречащих принципам свободной торговли.  
          Таким образом, существуют хорошие перспективы совместного решения проблем сельскохозяйственной отрасли Украины и ЕС. Для реализации этой возможности необходима правительственная программа развития фермерских хозяйств и привлечения европейских инвестиций. Элементом программы является создание консультативных  центров правовой и технологической поддержки фермерских хозяйств во всех регионах страны. Важным фактором эффективности работы консультативных центров - прямое подчинение министерству сельского хозяйства. Международные и Европейские организации фермеров, правительственные сельскохозяйственные ассоциации разных стран ЕС  могут принять активное участие в работе таких региональных центров  Украины, став донорами технологий и прямых инвестиций. Наиболее приемлемой формой прямых иностранных инвестиций в постсоветское сельское хозяйство являются совместные предприятия на уровне фермерских хозяйств и крупных агропромышленных предприятий.
              Украина может реально стать важным звеном аграрного производства и продовольственной безопасности Европы. Таким образом, посредством интеграции в агропромышленный сектор ЕС ускорится институциональное реформирование сельского хозяйства экономики Украины.

                   ПРОИЗВОДСТВО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ  И
                                        ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

       Европейский Союз стремиться создать новую более эффективную и надежную энергетическую базу для своей экономики. Это стремление выражается в активном поиске вариантов производства электроэнергии на основе возобновляемых  источников.  Широко распространенным вариантом такого производства являются энергетические установки использующие энергию ветра. Сотни ветряных электростанций стали привычным элементом пейзажа большинства стран ЕС, их количество быстро увеличивается. Такие установки изготавливаются с использованием огромного количества металла. Обладая значительным потенциалом,  украинская металлургическая промышленность может включиться в межевропейское разделение труда и специализироваться на производстве наиболее металлоемких элементов таких установок, в том числе, для энергетической промышленности Украины.
      Существует множество других экономически и экологически перспективных направлений использования возобновляемых источников для производства электроэнергии. Однако, необходим законодательный режим наиболее благоприятный  для притока прямых иностранных инвестиций именно в сектор производства энергетического оборудования и технологий. Импульсом роста этого сектора может стать отмена таможенных пошлин и любых ограничений на импорт энергосберегающих технологий  и патентов на производство новейшего энергетического оборудования. Таким образом, Украина может не только обеспечивать транзит энергетических ресурсов в ЕС, но и усиливать собственный энергетический потенциал за счет сотрудничества, научной и производственной кооперации с ЕС. Включенность в европейскую систему разделения труда в энергетической сфере существенно повысит значение Украины в решении одной из ключевых проблем современной Европы и создаст импульс развития данной и смежных отраслей украинской экономики.

                       ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (экономика образования).

        Направлением интеграции в европейское экономическое пространство является стандартизация профессиональных знаний работников на основе программ обучения принятых в ЕС. Это условие можно считать важнейшим для внедрения современных энергетических и других технологий в национальную экономику. Качество человеческих ресурсов в современной экономике имеет более важное значение, для обеспечения устойчивой динамики экономического роста, чем природные ресурсы и финансовый капитал. Высокая квалификация и развитая способность к восприятию инноваций становятся фактором притока прямых иностранных инвестиций и устойчивой международной конкурентоспособности национальной экономики.
         Кроме того, стандартизация программ образования будет способствовать включенности Украины в культурное пространство ЕС, что весьма важно в аспекте социальной интеграции. Решение данной проблемы требует существенной активизации деятельности государства в сфере образования посредством увеличения финансовой поддержки учебных заведений и научных центров, организации интенсивных обменов преподавателями и студентами с университетами стран ЕС. В аспекте достижения долгосрочных целей экономического развития эта деятельность государства наиболее продуктивна. Человеческий капитал - мотор современной экономики.
 Существенную роль в решении этой проблемы может сыграть более активное  приобщение к общеевропейским образовательным программам ( Эразмус, Сократ и др. ) и создание ряда украинско – европейских образовательных  программ на основе совместного финансирования . Весьма перспективным является создание Европейско – Украинского университета с филиалами в основных регионах Украины.             

1 комментарий:

konovalov комментирует...
Этот комментарий был удален автором.