воскресенье, 24 марта 2013 г.


25.03.13
Коновалов В.М.
Белорусский торгово-экономический университет потребительской   кооперации

ПРИРОДА СОВРЕМЕННЫХ РЕЗЕРВНЫХ ВАЛЮТ И ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

Дискуссии относительно природы современных международных денег или резервных валют, не обеспеченных золотым содержанием, сохраняют актуальность, по крайней мере, со времен распада Бреттон-Вудской валютной системы в начале 70-х годов. В условиях затянувшегося мирового финансового кризиса интерес к этой теме заметно оживился и в странах СНГ, что нашло отражение в ряде научных публикаций таких экономистов как О. Буторина, С. Наркевич, Н. Трунин, В. Андреев и др.
Выражением актуальности отмеченной проблемы является создание нескольких групп моделей международных или резервных валют. Наиболее востребованными в реальной экономической политике следует признать «модели оптимальных валютных зон». Основоположником этого направления в теории международных денег считается нобелевский лауреат Роберт Манделл, довольно убедительно обосновавший возможность и целесообразность создания единой европейской валюты еще в 60-е годы прошлого века. Как и в других моделях, исходным условием возникновения резервных или международных валют в этом случае, является естественная потребность в универсальных инструментах обеспечения международных сделок. При этом, к числу основных причин участия стран в единой валютной зоне  относят: большой товарооборот с другими странами, использующими данную валюту; небольшой размер собственной экономики; высокий уровень инфляции [4, 89]. По нашему мнению, к числу таких причин следует также отнести: потребность в существенном снижении трансакционных издержек обмена товарами, услугами и инвестициями; возможность использования общей валюты как своеобразный нетарифный барьер в торговле со странами не входящими в данный валютный союз. Схожая оценка причин широкого использования международных резервных валют содержится в «моделях долларизации». Причины спроса на резервные валюты, и в этом случае, объясняются преимущественно стремлением минимизировать издержки в процессе осуществления сделок или застраховать располагаемые активы.
  Распространено мнение, что экономика это на 85% психология. Психологическая составляющая собственно денег, как элемента системы экономических отношений, вероятно еще больше. Статус денежного капитала в современной экономике имеют, фактически, виртуальные активы, значимость которых определяется системой сложившихся отношений и представлений. Как отмечал исследователь природы торговых кризисов М.Вирт - бумажные деньги остаются деньгами до тех пор, пока в них верят [3,17].
Понятие международных денег или резервных валют, обычно ассоциируется с несколькими национальными валютами, в которых номинирована основная часть международных сделок и валютных резервов, а также с евро – первой в истории полноценной межгосударственной валютой. Пока, абсолютное лидерство среди этих валют принадлежит доллару США, на который приходится более 60% валютных резервов стран мира.
 Фактически, международные валюты в валютных резервах стран играют стабилизирующую роль в отношении национальных валют стран-пользователей, подобно той роли, которую играло золото в условиях золото-девизной системы. Однако, в отличие от золота, современные мировые резервные валюты  – такие же бумажные (или электронные) квитанции как валюты стран-пользователей.
Что же обеспечивает только нескольким мировым валютам максимальную ликвидность на международном рынке? Очевидно, есть две основные причины: во-первых, общемировая потребность в денежном товаре, обеспечивающем максимальную оперативность сделок и диверсификацию активов; во-вторых, сильные позиции в мировой экономике и высокий статус гарантий стран-эмитентов данных валют. Потребность в мировых деньгах, в последние десятилетия быстро увеличивается, по мере интенсивного роста оборотов международной торговли и международного экономического сотрудничества вообще. Это одна из причин того, что многомиллиардные эмиссии наличных долларов, евро, фунтов стерлингов, для поддержки экономического роста в странах-эмитентах, не вызвали заметного ускорения инфляции. Однако, постепенно уровень влияния стран – эмитентов традиционных резервных валют и доверие к их гарантиям неуклонно снижаются, особенно в условиях текущего кризиса, когда обострилась проблема сохранения и диверсификации располагаемых активов. Доля стран-эмитентов в мировом ВВП уменьшается, темпы роста их экономик замедляются, растет валовый внешний долг.
 Современные деньги, будучи виртуальной ценностью, по сути своей являются обязательством или обещанием  получения реальных благ или выгод. И не только в виде  товаров и услуг, но также в форме власти, экономического или политического влияния и т.д.  Каждая денежная купюра это долговая расписка эмитента, или соглашение между эмитентом и пользователями относительно гарантий приобретения благ, сохранения или диверсификации располагаемых активов.
Таким образом, в основе природы современных международных резервных денег лежат следующие факторы: потребность экономических субъектов в инструментах осуществления международных сделок, сохранения и диверсификации активов; влияние и статус стран-эмитентов в мировом хозяйстве; сложившиеся традиции, ожидания и другие психологические мотивы поведения экономических субъектов.
Особый интерес, по нашему мнению, представляет последний фактор. Традиции использования доллара США, фунта стерлингов, иены, а теперь и евро, в качестве международных денег, фактически приобрели институциональный характер. То есть, международный статус именно этих валют, закреплен долголетней традицией, в силу которой именно эти валюты используются для создания долговременных резервов, сбережений и заключения договоров по осуществлению долгосрочных сделок, ключевыми игроками мирового хозяйства. Соответственно и более мелкие субъекты хозяйствования ожидают, что именно эти валюты будут относительно более стабильными по мере обострения реальных или возможных проблем в экономике, и поддерживают спрос на них. 
Формально страны-эмитенты резервных валют берут на себя ответственность за реализацию обещаний благ в соответствии с номиналом каждой денежной купюры. Однако, в действительности страны-пользователи  становятся заложниками существующей мировой валютной системы.  Те, кто использует  мировые валюты в сделках, не являясь эмитентами, фактически разделяют обязательства эмитентов. Эти обязательства реализуются в  (вассальном) признании статуса и реальной ценности используемой валюты, через обмен реальных ценностей на резервные валюты. Фактические обязательства пользователей мировых валют и держателей резервных активов реализуются также, в случае резкого снижения соответствующих валютных  курсов. В этой ситуации страны-пользователи становятся невольными донорами стран-эмитентов и несут существенные потери. Причем, наибольшие потери приходятся на долю обладателей наибольших валютных резервов. Естественно, что страны-эмитенты мировых  резервных валют стремятся сохранить и расширить круг таких гарантов. Чем больше экономических субъектов разного уровня, используют данную валюту в международных сделках, чем больше общий объем таких сделок, тем шире влияние эмитента в мировом хозяйстве и больше выгоды от эмиссии данной валюты. На кану огромная валютная рента. Поэтому неизбежно мощное противодействие между основными эмитентами мировых валют за расширение своей доли в общем объеме мировых резервов и сделок.
Сегодня основное противостояние осуществляется между долларом США и евро. В условиях ухудшения состояния реального сектора американской экономики эмиссия доллара является самым прибыльным производством. Поэтому доллар всеми способами старается удержать господствующие позиции в мировой валютной системе. Возможно, громкие заявления некоторых известных аналитиков о нежизнеспособности и скором крахе евро являются частью этих усилий.  Однако, по объективным причинам, ситуация в мировой валютной системе меняется по мере изменения уровня конкурентоспособности различных национальных хозяйств и их доли в стоимости мирового продукта. Влияние стран-эмитентов традиционных резервных валют снижается. В объеме международных коммерческих сделок и структуре валютных резервов стран в различных регионах мира устойчиво увеличивается доля валют наиболее успешных развивающихся стран: китайского юаня в Юго-Восточной Азии, российского рубля в странах СНГ, бразильского крузейро в Латинской Америке и т.д. Это отражает не только объективную тенденцию, но и одно из направлений валютной политики стран БРИК. В частности, о желательности использования российского рубля в роли полноценной резервной валюты, в очередной раз, говорил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в Давосе, в январе 2013 г. По данным МВФ, в период с 1999г. по 2011г. доля долларов США, в мировых валютных накоплениях уменьшилась с 70,9% до 62,1%. В то же время доля валют, не относящихся к традиционным резервным валютам, увеличилась с 1,6% до 5,1%.
Вместе с тем, экономические, политические позиции США, ЕС, Японии и некоторых других стран, как эмитентов резервных валют, пока еще остаются довольно прочными, а будущее лидерство новых экономических гигантов не очевидно. Таким образом, возникает ситуация неопределенности. Поведение держателей активов во всем мире испытывает воздействие неопределенности ожиданий, что вызывает усиление нестабильности финансовых рынков. Неопределенность ожиданий становится также основой для появления множества прогнозов и рекомендаций.
По нашему мнению, в целом успешная реализация проекта евро, показывает очевидный путь решения основных проблем современной международной денежной системы. Более надежными инструментами сохранения и диверсификации активов представляются межгосударственные валюты, в виде коллективных обязательств  нескольких “интеграционно” близких стран, с достаточно динамичными экономиками, в различных регионах мира. Проблемы которые сегодня испытывает зона евро, обусловлены некоторыми ошибками в самом механизме функционирования «европейской валюты», а не самой идеи объединения валютного потенциала нескольких экономически и ментально близких стран. Этот вывод достаточно наглядно подтверждается стабилизацией, или даже повышением курса евро относительно других резервных валют в 2012 г., несмотря на довольно серьезный долговой кризис и некоторые другие проблемы. Межгосударственные региональные валюты фактически представляют собой вариант частных денег, о достоинствах и необходимости которых писал Фридрих фон Хайек [5,41].
Предметом практического обсуждения является и периодически поднимаемая проблема введения общей денежной единицы в Таможенном союзе России, Казахстана и Беларуси. В этом случае присутствуют  основные формальные условия успешной реализации проекта региональной валюты. Имеет место весьма значительный и постоянно растущий взаимный товарооборот. В частности, на долю России приходится до половины оборота внешней торговли Беларуси. Это же обстоятельство позволяет, за счет создания общей валюты, существенно снизить трансакционные издержки в процессе взаимной торговли и обмена факторами производства. Общей проблемой для всех стран Таможенного союза является и высокая инфляция, и нестабильность валютных курсов. Особенно актуальна эта проблема для Беларуси, которая абсолютно лидирует по темпам инфляции. Объединение монетарных потенциалов стран Таможенного союза, возможно, способствовало бы снижению темпов инфляции и стабилизации курса новой межгосударственной валюты.
Однако, в силу многократного превосходства России по объему ВВП, она изначально получает абсолютный приоритет в осуществлении общей денежной политики, что сразу и существенно, ограничивает суверенитет ее партнеров по Таможенному союзу. Кроме того, имеют место заметные различия в институциональном устройстве стран-партнеров. Возможно, все это не создаст серьезных проблем, но только при условии оговоренного заранее, свободного выхода любой страны из валютного союза, в случае необходимости. Однако, решающим условием реализации данного проекта или отказа от его реализации, в этом случае, вероятно станет политическая воля правительств стран-партнеров.
Таким образом, природа международных денег проявляется через статус эмитентов валют и потребность экономических субъектов в надежных инструментах сохранения и диверсификации активов. Можно предполагать, что одним из направлений разрешения кризисной ситуации в мировой валютной системе станет замена традиционных резервных валют несколькими межгосударственными региональными валютами. Позитивный опыт создания и развития «зоны евро» свидетельствует, что этот процесс находится в русле общемировой тенденции валютной и экономической интеграции. Однако, негативный опыт евро является основой для переосмысления самой модели формирования региональных международных валютных зон. Теоретически, существует возможность устранения и некоторых уже проявившихся интеграционных проблем, за счет введения общей межгосударственной валюты, в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана. Но, как показывает опыт «зоны евро», возможно возникновение других проблем.




Литература

1.Андреев В.П. Интернационализация юаня: новые возможности. // Деньги и кредит. – 2012 - № 5 – С. 69-73.
2.Буторина О. Причины и последствия кризиса в зоне евро.// Вопросы экономики. – 2012 - №12 – с.99-114.
3.Вирт М. История торговых кризисов в Европе и Америке. – Пер. с нем. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 488 с. (312 – 319)
4.Наркевич С.,Трунин Н. Перспективы рубля как региональной валюты: теоретический аспект// Вопросы экономики - 2012 - № 12 – с. 84-93.
5.Хайек .Фридрих А.  Индивидуализм и экономический порядок. – М.: Изограф, 2001. – 256 с.

Комментариев нет: