воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Тенденция регионализации и противоречия международной экономической интеграции (ЕС и СНГ)


           Регионализация, как одна из основных тенденций развития современной мировой экономики, часто незаслуженно остаётся в тени глобализации. Безусловно, глобализация энергично изменяет весь современный мир. Однако, регионализация определяет изменения внутреннего устройства мирового хозяйства. Интеграционные объединения стран в разных регионах мира активно развиваются, преодолевая сложные проблемы и противоречия.
            Цели региональной  интеграции стран не всегда трактуются однозначно. Обычно к основным целям интеграции относят: использование эффекта масштаба для предприятий стран-участников, объединение усилий для продвижения своих товаров на мировом рынке, объединение ресурсов для реализации достижений НТП, усиление политического влияния стран регионального объединения в мире, ускорение экономического роста и повышение благосостояния.

          В настоящее время примером наиболее успешной региональной интеграции стран, безусловно, считается ЕС. 500 миллионов жителей ЕС производят около 30% мирового продукта. Корпорации ЕС занимают ключевые позиции во многих отраслях мировой экономики. Количество стран, входящих в это региональное объединение увеличилось с 6, в момент его основания, до 27 – в настоящее время. Несколько других стран стремятся попасть в его состав как можно скорее. Таким образом, развитие ЕС символизирует  успех регионализации. Объединения стран в других регионах мира стремятся использовать пятидесятилетний опыт развития ЕС  или копировать его устройство. 
             СНГ, региональное объединение первоначально 12-ти республик бывшего СССР (в настоящее время 11), можно рассматривать как пример подражания ЕС. В период распада СССР, сторонники интеграции бывших советских республик  использовали пример ЕС в качестве важного аргумента. Успехи европейских стран в развитии региональной экономики, посредством межгосударственного сотрудничества, стали «путеводной звездой» для стран СНГ, осуществляющих интеграцию и рыночную трансформацию одновременно.                 
            СНГ, со времени основания в 1991, развивался по другим правилам. На первом этапе (1991 – 1995 г.г.) имело место скорее размежевание, чем интеграция стран СНГ. В этот период происходило разграничение территорий, создание пограничной и таможенной инфраструктуры, национальных валют, сокращалась взаимная торговля.  Относительно данного периода впоследствии было использовано довольно точное определение – «цивилизованный развод». С 1996 г. предпринимаются усилия по возобновлению интеграции, инициатором которых является, в основном, Россия.             
      Для создания условий динамичного экономического роста  внутри регионального объединения стран необходимо наличие нескольких основных условий:  примерно одинаковый уровень общего экономического развития стран-участниц; схожесть экономического законодательства; свободное движение факторов производства, товаров и услуг между странами-участницами.
            Первое условие, в целом, соблюдалось в ЕС до 2004 года. Предпоследнее (2004 год) и последнее (2007 год) расширение ЕС привели к созданию довольно резкой диспропорции между группой развитых стран (ЕС – 15) и группой стран переходной экономики. Развитые страны изначально обладали конкурентными преимуществами в использовании «общих ресурсов», распределении долей «общего рынка». Вместе с тем, внутри ЕС достигнут существенный прогресс в унификации экономического законодательства и создании условий для свободного перемещения факторов производства, товаров и услуг. Однако, наднациональные институты ЕС все чаще отдают приоритет проблемам гуманитарного характера и достижению фискальных и социальных целей.
             Страны, входящие в СНГ, также существенно различаются между собой по уровню общего экономического развития. Существуют и заметные различия в экономическом законодательстве, отношениях собственности, методах управления экономикой.  Движение факторов производства, товаров и услуг существенно ограничено и регулируется, в основном, на двусторонней основе. Ряд острых экономических конфликтов между странами СНГ (газовые и нефтяные «войны» и т.д.) и снижение уровня экономического взаимодействия обусловили постепенную переориентацию  на достижение общих политических целей. Импульс для оживления экономической интеграции был создан в июле 2010 г. активизацией сотрудничества России, Казахстана и Беларуси в рамках Таможенного союза. Однако, в это довольно нестабильное соглашение входят пока, только три страны.
             В ЕС, до последнего времени,  не отмечались признаки явной дезинтеграции.  Однако, доля ЕС в ВВП мира постепенно снижается, сальдо движения капитала приобретает отрицательное значение, уменьшается положительное сальдо внешней торговли, замедляется рост благосостояния. Аналитики все чаще отмечают, что дальнейшая интеграция под угрозой. В разных странах усиливаются политические позиции «евроскептиков».             .
            Таким образом, несмотря на существенные различия между ЕС и СНГ, как региональными объединениями стран, существуют и некоторые общие проблемы, способные стать причиной дезинтеграции.  Главной проблемой является девальвация экономических целей интеграции.  Восстановление приоритета экономического прагматизма, по отношению к политическим или социальным целям сотрудничества,   позволит в полной мере реализовать сравнительные преимущества каждой страны–участницы, устранить почву для взаимных претензий и усилить общую заинтересованность в углублении интеграции.


Комментариев нет: