Регионализация, как одна из основных
тенденций развития современной мировой экономики, часто незаслуженно остаётся в
тени глобализации. Безусловно, глобализация энергично изменяет весь современный
мир. Однако, регионализация определяет изменения внутреннего устройства
мирового хозяйства. Интеграционные объединения стран в разных регионах мира
активно развиваются, преодолевая сложные проблемы и противоречия.
Цели региональной интеграции стран не всегда трактуются
однозначно. Обычно к основным целям интеграции относят: использование эффекта
масштаба для предприятий стран-участников, объединение усилий для продвижения
своих товаров на мировом рынке, объединение ресурсов для реализации достижений
НТП, усиление политического влияния стран регионального объединения в мире,
ускорение экономического роста и повышение благосостояния.
В
настоящее время примером наиболее успешной региональной интеграции стран, безусловно,
считается ЕС. 500 миллионов жителей ЕС производят около 30% мирового продукта.
Корпорации ЕС занимают ключевые позиции во многих отраслях мировой экономики.
Количество стран, входящих в это региональное объединение увеличилось с 6, в
момент его основания, до 27 – в настоящее время. Несколько других стран
стремятся попасть в его состав как можно скорее. Таким образом, развитие ЕС
символизирует успех регионализации. Объединения
стран в других регионах мира стремятся использовать пятидесятилетний опыт
развития ЕС или копировать его
устройство.
СНГ, региональное объединение первоначально
12-ти республик бывшего СССР (в настоящее время 11), можно рассматривать как
пример подражания ЕС. В период распада СССР, сторонники интеграции бывших советских
республик использовали пример ЕС в
качестве важного аргумента. Успехи европейских стран в развитии региональной
экономики, посредством межгосударственного сотрудничества, стали «путеводной
звездой» для стран СНГ, осуществляющих интеграцию и рыночную трансформацию
одновременно.
СНГ,
со времени основания в 1991, развивался по другим правилам. На первом этапе (1991
– 1995 г .г.)
имело место скорее размежевание, чем интеграция стран СНГ. В этот период
происходило разграничение территорий, создание пограничной и таможенной
инфраструктуры, национальных валют, сокращалась взаимная торговля. Относительно данного периода впоследствии
было использовано довольно точное определение – «цивилизованный развод». С 1996 г . предпринимаются
усилия по возобновлению интеграции, инициатором которых является, в основном,
Россия.
Для
создания условий динамичного экономического роста внутри регионального объединения стран
необходимо наличие нескольких основных условий:
примерно одинаковый уровень общего экономического развития
стран-участниц; схожесть экономического законодательства; свободное движение
факторов производства, товаров и услуг между странами-участницами.
Первое
условие, в целом, соблюдалось в ЕС до 2004 года. Предпоследнее (2004 год) и последнее
(2007 год) расширение ЕС привели к созданию довольно резкой диспропорции между
группой развитых стран (ЕС – 15) и группой стран переходной экономики. Развитые
страны изначально обладали конкурентными преимуществами в использовании «общих
ресурсов», распределении долей «общего рынка». Вместе с тем, внутри ЕС
достигнут существенный прогресс в унификации экономического законодательства и
создании условий для свободного перемещения факторов производства, товаров и
услуг. Однако, наднациональные институты ЕС все чаще отдают приоритет проблемам
гуманитарного характера и достижению фискальных и социальных целей.
Страны, входящие в СНГ, также существенно
различаются между собой по уровню общего экономического развития. Существуют и
заметные различия в экономическом законодательстве, отношениях собственности,
методах управления экономикой. Движение
факторов производства, товаров и услуг существенно ограничено и регулируется, в
основном, на двусторонней основе. Ряд острых экономических конфликтов между
странами СНГ (газовые и нефтяные «войны» и т.д.) и снижение уровня
экономического взаимодействия обусловили постепенную переориентацию на достижение общих политических целей. Импульс
для оживления экономической интеграции был создан в июле 2010 г . активизацией
сотрудничества России, Казахстана и Беларуси в рамках Таможенного союза. Однако,
в это довольно нестабильное соглашение входят пока, только три страны.
В ЕС, до последнего времени, не отмечались признаки явной дезинтеграции. Однако, доля ЕС в ВВП мира постепенно
снижается, сальдо движения капитала приобретает отрицательное значение,
уменьшается положительное сальдо внешней торговли, замедляется рост
благосостояния. Аналитики все чаще отмечают, что дальнейшая интеграция под
угрозой. В разных странах усиливаются политические позиции «евроскептиков». .
Таким
образом, несмотря на существенные различия между ЕС и СНГ, как региональными объединениями
стран, существуют и некоторые общие проблемы, способные стать причиной
дезинтеграции. Главной проблемой
является девальвация экономических целей интеграции. Восстановление приоритета экономического
прагматизма, по отношению к политическим или социальным целям сотрудничества, позволит в полной мере реализовать
сравнительные преимущества каждой страны–участницы, устранить почву для
взаимных претензий и усилить общую заинтересованность в углублении интеграции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий