четверг, 21 октября 2010 г.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОНДОВОГО РЫНКА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ


В.М. Коновалов, к.э.н., доцент
БТЭУ потребительской кооперации

Фондовый рынок  и рынок рабочей силы в развитых странах являются основными источниками формирования доходов сектора домашних хозяйств. Несмотря на принципиальное качественное различие товаров представленных на этих рынках, оба рынка функционально тесно взаимосвязаны. Экономика Беларуси постепенно приобретает черты современной социально ориентированной рыночной системы, поэтому изучение факторов этой взаимосвязи и использование их в экономической политике весьма актуально.
В ходе осуществления рыночной трансформации переходной экономики  остро ощущается проблема несоответствия темпов экономических и социальных изменений. Развитие частного сектора экономики,  дифференциация способов и уровней доходов отдельных людей, изменения в системе социальных гарантий не сопровождаются соответствующей массовой перестройкой экономической идеологии общества. Значительная часть домашних хозяйств оказалась на периферие  системной трансформации. Они предпочитают получать доходы методами характерными для плановой экономики, ориентированы на непринятие предпринимательства как формы экономической деятельности, требуют “бесплатных” социальных гарантий от государства, “выравнивания” индивидуальных доходов. Таким образом, значительная часть сектора домашних хозяйств, с трудом включается в новую социальную реальность. Снижение уровня социальных гарантий и экономическое неравенство вызывает довольно широкое неприятие рыночной системы и демократического устройства общества.

Главный экономический ресурс посредством которого домашние хозяйства участвуют в национальной экономической системе это рабочая сила. Однако, значительная часть рабочей силы остается за пределами формирующегося рынка труда и системы рыночных отношений.
На фоне существенного снижения уровня официально регистрируемой безработицы в последние годы (с 3,1 % в 2003г до 1,7% в 2006г.), неуклонно снижается уровень использования трудовых ресурсов в национальной экономике (см. таб.1).

Таблица 1.
Динамика использования трудовых ресурсов. [6,77]

Годы
1995
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
Трудовые ресурсы
Тыс.чел..

Занятое население
Тыс.чел.


Использо-вание трудовых ресурсов в процентах
5847,7




4409,6




75,4
5864,0




4416,6




75,3




5927,9




4442,0




74,9
6004,6




4441,0




73,9

6078,5




4417,4




72,7
6109,6




4380,8




71,7
6141,6




4339,3




70,6
6182,7




4316,3




69,8


Анализ статистических данных показывает, что за период времени с 1995 по 2004 годы доля трудовых ресурсов не занятых  в экономике составляет около 30% (в легальном секторе) и увеличилась в период с 1995 по 2005 гг. с 1438,4 тыс. человек до 1866,4 тыс. человек. Следует отметить, что эти данные не учитывают значительный уровень частичной занятости работников на ряде предприятий.
  Несбалансированность экономического и социального процессов рыночной трансформации выражается также в уменьшении, в структуре совокупных доходов домашних хозяйств, доли доходов получаемых от имущества. В 1995 г. доля доходов населения Беларуси, получаемая от собственности, поставляла около 29%, в 2000 г. – 18,1%, в 2003 г. – 16,2%. Эта тенденция противоречит логике рыночных преобразований в целом и ограничивает возможность достижения основных социально-экономических целей.
Отмеченная социально-экономическая диспропорция сопровождается замедлением рыночных реформ и активизацией использования административных методов осуществления экономической политики. Непосредственным результатом чрезмерного регулирования белорусской экономики является низкая инвестиционная активность как резидентов, так и нерезидентов в последние годы. Это выразилось в снижении доли инвестиций в ВВП Беларуси на протяжении ряда лет. В 1998 г. этот показатель составил 22,6%, 1999 г. – 20,6%, в 2000 г. – 17,4%, 2002 г. – 16,7% [5,15]. Как следствие, в период с 1995 по 2004 гг. показатель износа основных производственных фондов в экономике Беларуси увеличился с 37% до примерно 76-78%. Это, в свою очередь, стало условием целого ряда негативных последствий: снижение конкурентоспособности традиционных белорусских товаров на мировом рынке, снижение динамики совокупного спроса на внутреннем рынке, накопление товарно-материальных запасов на предприятиях и др. Таким образом, резко обострилась проблема притока инвестиций в реальный сектор экономики.
Существующая система стимулирования и управления инвестициями основана на ресурсах банковской системы республики. Однако есть основания предполагать, что банковская система, в данных условиях, не в состоянии выполнить роль эффективного источника кредитных ресурсов для инвестиций в экономику. Прирост банковских вкладов (сбережений) существенно отстает от динамики потребности в инвестициях. В докладе Председателя правления Национального банка Беларуси об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 и задачах банковской системы на 2005 отмечено, что только кредитная задолженность организаций АПК на протяжении 2004 г. возросла на 75,6% и составила 1,25 триллионов руб., при этом общая кредитная задолженность, в целом по народному хозяйству Беларуси за тот же период увеличилась на 63,3% и составила 7,9 трл. руб. Как известно,  неравновесное соотношение инвестиций и сбережений, при наличии существенных ограничений динамики иностранных инвестиций, является признаком несбалансированности внутренней макроэкономической динамики.
Между тем проблема равновесия сбережений и инвестиций, а также активизации инвестиционного процесса в целом, в условиях социальной рыночной экономики, довольно успешно решается посредством функционирования развитого фондового рынка. Не случайно в теории рыночной экономики инвестиции и сделки с ценными бумагами - тождественные понятия. За период с 1990 г. по 2004 г. соотношение между совокупной мировой капитализацией и мировым ВВП выросло с 45% до 94%. К 2004 г. номинальная стоимость мировых базовых активов увеличилась до 47 трлн. долларов США и превысила стоимость мирового валового продукта, а годовой оборот рынка внебиржевых фондовых активов достиг 248 трлн. долларов.
Механизм фондового рынка позволяет довольно точно определить реальную значимость научно интеллектуальных ресурсов, которые неразрывно связаны с рабочей силой. Предприятия или отрасли техногенного сектора экономики производящие новые знания, консалтинговые услуги, эффективные технологии обычно используют незначительное количество высококачественного оборудования (ОПФ) и численность их работников относительно невелика. Однако их "фондовая" стоимость может быть существенно больше стоимости огромных промышленных предприятий, успешно функционирующих в традиционном секторе экономики. Таким образом, фондовый рынок является механизмом определения реальной значимости предприятий и целых отраслей, которую невозможно рассчитать традиционными методами. Он также определяет изменения стоимости рабочей силы по мере роста ее научно-интеллектуального потенциала и изменения структуры профессионального спроса на рынке труда.
В свою очередь изменение структуры профессионального спроса на рынке труда обусловлено изменением структуры производства по мере ускорения НТП и изменением уровня доходности предприятий в различных отраслях экономики.
Некоторые новейшие и перспективные отрасли современной экономики, основанные на использовании инноваций, вообще не могут нормально развиваться без тесной взаимосвязи с фондовым рынком. Поскольку только фондовый рынок открывает достаточно широкие возможности реализации собственности высококвалифицированных работников на свою рабочую силу. Проблема эффективности рынка труда сводится к проблеме реализации собственности на рабочую силу. Экономический рост и конкурентоспособность открытой рыночной экономики в решающей степени зависит от стимулов к созданию и реализации трудового потенциала. Известно, что самые мощные стимулы для собственника рабочей силы создает сам механизм рынка. Как справедливо отмечал Л.Мизес – “товарный характер производства освобождает наемного работника от любой личной зависимости”.[4,36] То есть, в условиях свободной конкуренции работник свободен выбирать условия продажи своей рабочей силы, а также делать выбор – продавать свою рабочую силу на условиях найма или инвестировать ее как человеческий капитал. Однако, такая ситуация складывается только в условиях “неискаженной капиталистической системы” то есть, в условиях совершенной конкуренции. Главным стимулом для работника как собственника рабочей силы является реальная возможность полной реализации трудового потенциала и получения максимальной выгоды от использования этого потенциала. Возможность максимизировать выгоду по мере роста трудового потенциала стимулирует собственника рабочей силы к повышению или изменению квалификации (накоплению человеческого капитала), проявлению инициативы в качестве наемного работника или предпринимателя. В переходной экономике Беларуси и большинстве других стран СНГ процесс создания рыночной инфраструктуры, вероятно, в наименьшей мере затронул механизм рынка труда, как механизм реализации собственности на рабочую силу. Главным условием функционирования этого механизма является либерализация отношений между собственниками рабочей силы и нанимателями в рамках четкой законодательной системы. Однако, реализация этого условия зависит от создания единой институциональной системы рынка. Таким образом, в современной экономике создание эффективного механизма рынка труда невозможно без развитого и эффективного фондового рынка.
     Субъекты фондового рынка  направляют финансовые ресурсы в наиболее передовые отрасли экономики в надежде получить максимальную прибыль. Этим отраслям требуется рабочая сила высокой квалификации и они получают достаточно инвестиций чтобы стимулировать дальнейшее повышение эффективности труда и профессионального уровня работников. Механизм фондового рынка позволяет сформировать необходимые ресурсы для  полноценной компенсации затрат квалифицированного труда именно в самых востребованных отраслях и может весьма эффективно взаимодействовать с рынком труда.
 Первичный рынок ценных бумаг, промышленных предприятий (частных и государственных) и коммунальных организаций, решает две важные проблемы – быстрого получения производственным сектором необходимых финансовых ресурсов с минимальными трансакционными издержками и эффективного размещения сбережений доходов домашних хозяйств. Эти ресурсы направляются в наиболее доходные  отрасли национальной экономики (по принципу оптимизации инвестиций). Собственность значительной части государственных предприятий в Беларуси акционирована. Однако, в условиях сохранения жесткого административного контроля со стороны государства, механизм фондового рынка практически не работает и акционирование принципиально не меняет характер их деятельности. Таким образом, эффективность фондового рынка и его взаимодействие с рынком труда зависит от степени и способов участия государства в регулировании системы рынков. Эта проблема является объектом постоянных дискуссий как в экономической теории, так и в процессе реализации экономической политики и требует конкретизации с учетом специфики переходной экономики.
 Участие государства в развитии фондового рынка должно сводиться к решению следующих основных задач: а)создание системы законодательства и механизма его реализации, обеспечивающего быстрое акционирование собственности всех экономических субъектов (имеющих права юридического лица) и регламентирующего внешнеэкономическую открытость национального фондового рынка; б)создание "государственного инвестиционного фонда" - для привлечения сбережений домашних хозяйств и мелких инвесторов на фондовый рынок под полную гарантию государства и с гарантированным минимальным доходом (и не ограниченным максимальны доходом); в)использование ресурсов "государственного инвестиционного фонда" - как инструмента регулирования структуры и динамики национальной экономики и рынка труда посредством регулирования фондовых пайщиков. Таким образом, государственное регулирование фондового рынка приобретает значение самостоятельного направления экономической политики.
Акционирование всех государственных предприятий позволит создать эффективную систему мониторинга перспектив этих предприятий посредством  котировки акций на развитом и открытом фондовом рынке, функционирующем в рамках жестокого правового поля. При этом важно постоянное и активное информационное взаимодействие национальной фондовой биржи с ведущими фондовыми биржами мирового хозяйства. Такое взаимодействие обеспечит получение точной информации об изменении конъюнктуры спроса на мировом рынке и необходимых изменениях в структуре национальной экономики, а так же привлечение необходимых иностранных инвестиций. Эта информация так же - важный ориентир для использования ресурсов "государственного инвестиционного фонда" (наряду с изменением совокупного спроса на внутреннем рынке). Крупные государственные предприятия, таким образом, могут повысить эффективность своей деятельности, не будучи приватизированными традиционными для переходной экономики примитивными методами.
Вместе с тем, такое взаимодействие государственного сектора и фондового рынка создает хорошие возможности для включенности в систему социальной рыночной экономики широкого круга домашних хозяйств и ускорения формирования позитивных установок в общественной идеологии (культуре) относительно предпринимательской деятельности посредством увеличения доли доходов от собственности. Важным обстоятельством является так же чувство личного приобщения каждого акционера "государственного инвестиционного фонда" к осуществлению государственной инвестиционной политики, а так же возможность влиять на эту политику по средством повышения или понижения спроса на акции фонда.
Ресурсы государственного инвестиционного фонда могут быть одним из инструментов политики занятости, стимулируя спрос на рабочую силу в наиболее перспективных отраслях экономики, поддерживая инвестиционными ресурсами коммерческие центры повышения квалификации работников, а так же акционированные ресурсы технополисов и технопарков при университетах и научных учреждениях.
Следует отметить еще один важный аспект рассматриваемой проблемы, касающийся прежде всего конкурентоспособности современной открытой экономики. Развитый фондовый рынок является необходимым условием формирования динамичных финансово-промышленных групп (ФПГ) в рамках государственного сектора или совместно с ТНК. Без ФПГ в экспортоориентированных отраслях, не возможно динамичное продвижение национальной продукции на мировом рынке. Однако, наряду с несомненными приобретениями деятельность крупных международных предприятий на национальной территории является источником определенных проблем. Государственный инвестиционный фонд в этой ситуации, может быть эффективным инструментом экономического влияния правительства на деятельность ТНК и ФПГ. Кроме того, деятельность ТНК и ФПГ в национальной экономике расширяет национальный рынок труда за пределы национальной территории. Таким образом, возникает дополнительная возможность привлекать необходимые по квалификации трудовые ресурсы других стран и экспортировать собственные трудовые ресурсы, которые являются относительно избыточными.
Создание развитого фондового рынка в переходной экономике сопряжено с выполнением следующих основных условий: формирование системы законодательных гарантий для участников рынка на основе опыта более развитых стран с социальной рыночной экономикой; разработка механизма государственной политики косвенного регулирования национального фондового рынка; создание эффективных механизмов взаимодействия с международным фондовым рынком, создание разветвленной инфраструктуры фондового рынка. Реализация этих условий предполагает создание региональных фондовых бирж в областных центрах  и акционирование основных объектов коммунальной собственности (как это сделано в странах с развитой социальной рыночной экономикой, например в Швеции).
В экономическом аспекте акционирование предприятий и коммерческих организаций независимо от форм собственности является важным условием повышения качественного уровня инвестиций и инновационного процесса и, как следствие, повышения качества экономического роста.
Социальный аспект развития фондового рынка в переходной экономике состоит в предоставлении возможности широкому кругу граждан и юридических лиц использовать альтернативный вариант (наряду с банковскими вкладами) использования сберегаемой части доходов или временно свободных денежных средств. Кроме того, это облегчает решение самой трудной проблемы рыночной трансформации – институциональной включенности в рыночные отношения сектора домашних хозяйств. Очевидно, что прямое инвестирование наиболее прибыльных отраслей и предприятий создает дополнительные условия роста занятости, новые источники доходов для домашних хозяйств и, следовательно – условия для увеличения совокупного спроса, что стимулирует рост предложения всех отраслей национальной экономики. Весьма существенным, с точки зрения включенности сектора домашних хозяйств в систему рыночных отношений, является увеличение доли доходов от собственности в структуре совокупных доходов. Это способствует также более глубокой включенности домашних хозяйств в систему отношений собственности. 
Таким образом, успешное завершение трансформации постсоветской экономики предполагает создание системы полноценной рыночной инфраструктуры важными элементами которой являются взаимодействующие между собой рынок труда и фондовый рынок. Взаимодействие обоих рынков проявляется в различных аспектах: регулирование спроса и предложения на рынке труда и структуры занятости; регулирование сберегаемой части доходов домашних хозяйств и повышение эффективности трудовых сбережений; ускорение психологической и экономической адаптации сектора домашних хозяйств к системе рыночных отношений; содействие включенности национального рынка труда в систему мирового рынка. В конечном счете, эта взаимосвязь проявляется через реализацию экономических и социальных функций фондового рынка, его расширение и развитие вполне соответствует целям системной трансформации постсоветской экономики.

                          
 __________________________________________________________


                                      ЛИТЕРАТУРА

1. Гришин И. Экономическая демократия: шведский казус. // МЭ и МО. -2006 - № 5 – с.40-45.

2. Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике 21 века. // Вопросы экономики. -2006 -№ 3 – с.128.

3.Лузгин И.В. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики за первый квартал и задачи по их дальнейшей реализации. // Вестник ассоциации белорусских банков. 2006 - № 17 – с.8.

4. Мизес Л. Бюрократия. М., 1993, с. 36.

5. Петрушкевич Е.Н. Условия вхождения Республики Беларусь в глобальную инвестиционную деятельность. // Белорусский экономический журнал. 2004 -№2 – с.15.

6. «Республика Беларусь в цифрах», 2006. Краткий статистический сборник. Минстат Республики Беларусь - Минск, 2006.

7.  Полиньски Р. Трансформация экономических систем в Центральной и Восточной Европе. – Минск, «Право и экономика», 2004.

Комментариев нет: